Язык:
                             serategy1            

Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим.

 Георг Кристоф Лихтенберг

 

Перечень важнейших отраслей народного хозяйства по версии ЦРНБ не случайно возглавляет стратегическое планирование. И совершенно не случайно значение стратегического планирования поднято до статуса отрасли. Имея возможность оценить и сравнить результаты, достигнутые при использовании стратегического планирования при СССР и при его отсутствии в Российской Федерации, невозможно отрицать важнейшую роль плана в развитии страны.

После определения нацией общей финансово-экономической парадигмы жизненного уклада и развития на мировоззренческо-идеологическом уровне, закрепления его необходимыми доктринами и законами,  стратегическое планирование становится основой разумного и эффективного управления народно-хозяйственным комплексом России. 

Современные информационно-коммуникационные технологии, способы хранения и обработки огромных объемов данных, системы аналитики и планирования с многофакторным интегральным учетом гигантского количества факторов позволяют построить эффективную систему планирования, которая согласно подходам ЦРНБ должна сочетать в себе все то лучшее, что можно взять как от плановой системы хозяйствования, так и от свободного рынка.

Таким образом, построение системы стратегического планирования ни в коем случае не означает слепое копирование опыта Советского Союза. А отказ от копирования опыта СССР в свою очередь не означает согласие строить национальную экономику по неоптимальным лекалам и моделям, не обеспечивающим должного эффекта. Ведь это достаточно наглядно подтверила репрезентативная практика 25 лет построения экономики под управлением лишь "невидимой руки рынка". Нам нужно построить экономику более эффектинвую, чем обе предыдущие вместе взятые. 

Необходимо констатировать факт, что открытый незащищенный рынок, выстроенный "по чужим правилам", - слишком серьезное испытание  как для народно-хозяйственного комплекса страны в целом, так и для ее экономически активных субъектов в частности. Декларацию необходимости введения элемента планирования обуславливают как минимум два очевидных факта: невозможностью перейти в развитое конкурентноспособное импортонезависимое состояние стране с самым большим в мире потенциалом роста и перманентное отсутствие спокойствия и стабильности в среде подавляющего большинства экономических ее субъектов.

Считаем целесообразным сразу определить свою позицию по теме "глупости изобретения велосипеда" и "все давно уже придумано и прекрасно работает". Череда экономических кризисов, сотрясающих человечество, банкротства государств, дефолты крупнейших игроков самых "развитых экономик", кризис перепроизводства с тысячами гниющих новых машин и смерти от недостатка еды и питьевой воды - все это позволяет смело заявлять тезис о том, что современная доминирующая экономическая теория "свободного рынка" не в состоянии удовлетворить потребности человечества. Вот уже прекратились ссылки на экономическое благополучие Европы - не спасает их рынок от кризисов. Все разговоры об экономическом могуществе США логично проводить только при включенном на заднем плане табло растущего на $ 4 млрд. в день, достигшего на сегодня $ 20 трлн., что в переводе на рубли составит 1,2 квадрлн. (1 миллиард 200 миллионов миллиардов) = 80 годовых бюджетов РФ. При таких показателях достаточно заниматься стратегическим планированием такого фондирования и... все остальное предоставить "свободному рынку".

Для России, такой путь очевидно неприемлем. Нам нужна динамично развивающаяся экономика не за счет титанических усилий наших сограждан по "армреслингу с  невидимой рукою", а экономика во имя спокойствия и стабильного благополучия каждого отдельного гражданина в частности и российской нации в целом.

Сегодня в нашем хозяйстве сложилась парадоксальная ситуация, при которой государство, обладая несоизмеримо большими по сравнению с любым бизнесом ресурсами, заявляет, что видит острую необходимость в развитии бизнеса, а с другой стороны вынуждает субъектов экономической деятельности самих выступить то ли "провидцами", то ли гениальными экономистами и просчитать или угадать что и где нужно, и в каком количестве. Очевидно, что лишь немногим из пытающихся это удается и они какое-то время успевают насладиться плодами "рыночной угадайки", а за всеми остальными неудачами стоят конкретные человеческие трагедии. Причем соотношение успехов с неудачами имеет разницу не в один порядок и на каждого нового "временно успешного бизнесмена в дорогом костюме" приходятся тысячи "потерявших все". Такая хаотичная "рыночная рулетка" как игровой автомат в казино - можно выиграть, но для общества штука вредная. Разве такой экономики мы хотим? Разве хаос и бессистемность, сверхвозбуждение стартапов и опустошение провалов - это то как мы хотим жить и строить нашу страну? ЦРНБ склонен дать отрицательный ответ!

Почему мы не знаем точно какие товары нам нужно импортозамещать? Каких производств и технологий у нас для этого не хватает. Высокие технологии и силиконово-кремниевые чудеса - это очень хорошо и этим следует заниматься, но!.. Товары народного потребления, лопаты-то почему импортные? Не престижно производить лопаты?! На территории страны занимающей шестую часть всего земного шара?! Если нам нужны лопаты, давайте определим кто, где, по каким технологиям, с какими конкурентными качествами и какой экономикой будет производить эти лопаты. Увяжем в сырьевые, человеческие, логистические, таможенно-экспортные, зарубежно-представительские, торгово-сбытовые и иные цепочки - вычислительные мощности позволяют же делать это в реальном режиме времени - добавим заградительный протекционизм государства и ответственную лояльность общества! Согласитесь, что при таком подходе велика вероятность того, что и лопаты в стране будут, и будут они хорошими, и прибыль приносить, и валютную выручку, и рабочие места создадим, и налогооблагаемую базу повысим. Давайте посмотрим на Китай - у вас есть подозрения, что они развиваются без плана?! Маловероятно... Они как раз совместили то лучшее, что они могли взять у СССР и рыночные механизмы мотивации. Результаты налицо. Комментарии излишни.

Почему наши бизнесмены годами "пробивают" под задуманные ими проекты земли и деньги. Почему государственный банк (банк с госучастием) требует у бизнеса обоснования необходимости строительства завода по производству лопат, например? Стране нужны лопаты? Вот - Иванов - проработал - готов! Пожмите руку, дайте автомат, каску и... пошлите в бой! Зачем эти мытарства "у военкомата"? Вы сомневаетесь нужны ли стране лопаты? Проверьте! Проверьте сейчас же - в реальном режиме времени! Не можете?! Почему? Ответ очевиден - нет системы стратегического планирования. А она должна быть. Иначе "невидимая рука рынка" всегда будет давать нам подзатыльники и показывать кукиши и порой иные, более неприличные жесты.

Государство, понимая важность решения задачи планирования, предпринимает очевидные шаги в этом направлении. Так в 2014 году был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" - документ, который, как минимум, устанавливает необходимость самой системы планирования, ее основные цели, задачи и принципы.

Тезис ЦРНБ в отношении отрасли стратегического планирования заключается в том, что такая система должна охватывать не только органы государственной власти, местного самоуправления и отрасли экономики, но должна распространяться на каждого социально-экономического субъекта, т.е. практически на каждого дееспособного гражданина Российской Федерации.

Практическую реализацию системы стратегического планирования Центр развития национального бизнеса видит в построении Национальной автоматизированной системы управления народным хозяйством Российской Федерации - НАСУ "Империя". Ведется проектирование системы.